В религии синтоизм так же можно встретить частые упоминания о домовых и гоблинах или тэнгу.
В японских горных монастырях и храмах часто можно встретить маску длинноносого гоблина, или тэнгу.
Этот тэнгу, внешне напоминающий злого японского Буратино, возможно, попал в Японию из Индии через Китай и может происходить от персонажа индийской ветви буддизма – стража Гаруда, мистической птицы-божества, имеющей разные обличья.
Посланник и помощник богов, Гаруда является врагом демонов и предателей.
В храме Тодайдзи в Нара есть деревянные маски предположительно VII—VIII веков, изображающие головы сердитой птицы и длинноносого мужчины. Сейчас эти маски охраняются как национальное сокровище, и только однажды они участвовали в представлениях гигаку - религиозных танцах, зародившихся в Тибете и Индии и пришедших в Японию через Корею в 612 году. Сегодня гигаку уже не танцуют, обряд сохранился только как музыкальное сопровождение молитв в буддийских храмах Японии.
Магическая сила тэнгу упоминается в ранних японских народных сказках и легендах, они также тесно связаны с буддийскими традициями. В Японии тэнгу немного изменили свой пугающий образ, став просто проказливыми гоблинами, любимой шуткой которых было превратиться в буддийского монаха или монахиню или даже в Будду. В таком виде гоблины обычно обманывают ничего не подозревающих монахов или даже сбивают их с истинного пути.
Японские тэнгу делятся на два вида: карасу-тэнгу, которые изображаются в виде фигурки с головой ворона, тело их покрыто перьями, а вместо пальцев ног и рук – когти; и коноха-тэнгу – длинноносые фигурки.
В двенадцатом столетии эвфемизм «дорога тэнгу» среди буддийских священников означал телесное наказание за лицемерие или тщеславие.
Говорят, что тэнгу на самом деле – заколдованные злые священники, наказанные так за гордыню и жадность.
Тэнгу также ассоциируются с японскими горными отшельниками, или ямабуси. которые известны своими магическими возможностями и аскетичным образом жизни в священных горах.
Действительно, тэнгу часто надевают шестиугольные шляпы ямабуси, а веера из перьев используют для того, чтобы становиться невидимыми или творить какое-нибудь другое волшебство.
Поскольку эти гоблины живут высоко в горах, в лесу, деревенские жители все еще совершают обряд подношения тэнгу перед тем, как срубить дерево. Такой же обряд осуществляют перед тем, как устроить праздник в их честь. Считается, что в деревьях обитают обычно доброжелательные духи, но и они иногда бывают враждебны человеку, поэтому на всякий случай этих коми лучше задобрить.
Иногда тэнгу приносят несчастья. Говорят, что они охотились за Ходзё Такатоки (1303-1333), который был последним регентом военного правительства (бакуфу) периода Камакура и покончил жизнь самоубийством.
Ходзё Такатоки сильно критиковали за пьянство. В последние годы жизни его преследовали ночные кошмары с участием злых тэнгу.
Минамото-но Ёсицунэ (1159-1189), напротив, говорил, что тэнгу ему очень помогли: легенда гласит, будто они научили его секретам военного искусства и стратегии.
Минамото-но Ёсицунэ, возможно, один из самых популярных японских героев, прославляется в «Хэйкэ-моногатари» (Повесть о доме Тайра). Этот героический эпос начала XIII века, в котором много общего с европейской «Песней о Роланде», описывает битву между кланами Хэйкэ и Минамото, в которой Минамото-но Ёсицунэ сражался за победу Гэндзи над Тайра.
Эпос «Хэйкэ-моногатари» идеализирует политику правящего воинского сословия, направленную против некоторых аспектов буддийской этики и мировоззрения буддистов.
В возрасте семи лет Минамото-но Ёсицунэ послали учиться в Киото, в монастырь на горе Курама, основанный в 770 году. По преданиям, здесь, в долине Содзё, жили тэнгу, которыми правил старый король с длинной седой бородой.
Уроки, полученные Минамото-но Ёсицунэ в детстве от учителей-тэнгу, обусловили его дальнейшую прославленную военную карьеру, которая продолжалась до тридцати двух лет. Тогда, предвидя неизбежное поражение, он убил своих детей и жену, поджег замок в Такадати (современная префектура Иватэ) и покончил жизнь самоубийством.
« Экскурсия по храму Каннон в Асакуса Хосусэри »