Древняя Япония
На данной странице приведена хронологическая таблица истории государства древняя Япония, в которую, однако, будут внесены не все события, казавшиеся важными японским летописцам, а лишь те, знания которых полезно для понимания прошлых судеб древней Японии с точки зрения западного человека.
Древняя Япония, подобно другим, начинается мифами. Она щедро рассыпает сотни веков на царствования богов синтоизма на земле, — проводит перед нами ряды полубожественных героев, и лишь с определенной эпохи принимает земной характер. Эту то эпоху мы и должны признать действительным началом самой истории древней Японии.
Древняя Япония, как государство, образовалась в 7 столетии перед Н.Э. Очевидно, что она не могла возникнуть из ничего, принять государственное устройство прямо после эпохи дикости. Несомненно, что был период родового и племенного быта, но мы почти ничего не знаем о нем. Известно только, что под 660 годом до Н.Э. летописи упоминают об основании монархии Микадо в южных частях теперешней японской империи, от Киуси до залива Иеддо.
Первым императором они называют Дзимму, предки которого, конечно, были герои, полубоги и даже сама богиня солнца, верховное божество Японии. Дзимму научил народ разным промыслам, установил деление времени на годы, месяцы и часы, дал законы, устроил правительство и прочее.
Кроме того, он был и завоевателем, потому что, выйдя с Киуси, семь лет занимался покорением страны, образовавшей территорию его государства и до того уже занятой народом не диким, а имевшим оружие, предводителей и укрепленные постройки. Был ли Дзимму китайским выходцем, как полагал Клапрот, трудно сказать; вероятнее, что отечеством его была древняя Япония.
По крайней мере, летописи японские говорят, что уже в его время проникли в страну иностранные боги, а, следовательно, и служители их — жрецы. Прийти же последние могли только из Небесной империи.
За Дзимму последовали микадо:
2. Сун-сей, современник Конфуция (581—548) и третий сын Дзимму, из чего видно, что уже тогда право первородства не было особенно важным в таком государстве, как древняя Япония.
3. Ан-ней, умерший в 510 году до Н.Э.
4. И-току — 475 г. до Н.Э.
5. Косио — 392 г. до Н.Э. Царствование его ознаменовалось первой войной, которую знают японские летописцы; то было междоусобие двух областей, т.е. их управителей, Иец и Го.
6. Коан – 290 г. до Н.Э.
7. Кореи — 214 г. до Н.Э. В его время Япония была разделена на 36 провинций, хотя еще не занимала всего государства древняя Япония.
8. Коокин или Коген — 157 г. до Н.Э., современник китайского императора Синосико, которому предание приписывает высылку в Японию, под предводительством врача Си-фу, для отыскания травы бессмертия; трех тысяч китайцев, которые потом остались в пределах японского государства и вероятно первые познакомили его ближе с промышленностью и культурой Китая.
9. Каиква — 97 г. до Н.Э.
10. Сиу-зин — 29 г. до Н.Э. Этот микадо в 86 г. до Н.Э. впервые ввел в государстве древняя Япония должность сегуна, то есть главнокомандующего войсками в случае восстаний или внешней войны. Должность эта была им отдана одному из сыновей. В это же царствование произведена была первая народная перепись, японцы начали заводить торговый и даже военный флот.
11. Синин — 79 г. В царствование этого современника Августа японцы начали рыть пруды и проводить канавы для обработки рисовых полей. Тогда же в государство древняя Япония впервые проник буддизм.
12. Кейко – 113 г.
13. Сейму – 192 г.
14. Циу-аи — 201 г.
15. Зип-гу-ква-гу — 270 г. Эта знаменитая императрица была первой женщиной на престоле микадо. Она имела намерение завоевать Корею и сама командовала армией, посланной на этот полуостров. Имя ее весьма популярно в Японии, и с ним связаны некоторые особенности быта японцев. Она приписана к разряду богов.
16. О-син или Во-зин — 313 г. Микадо, по японским летописям, знаменитый в войне и мире и также обоготворенный. При нем получила начало японская письменность, заимствованная из Китая, первоначально без всякого изменения. До Возина в Японии все законы и повеления микадо объявляли народу словесно и переходили в потомство по преданию, так же как и рассказы о прошедших событиях.
17. Нин-току — 400 г.
18. Лициу или Рициу — 406 г.
19. Фон-сеи — 412 г.
20. Инкио – 424 г.
21. Анко – 457 г.
22. Юриаку или Иу-лиак — 480 г. Первые монеты были выбиты в его царствование неким Синкою.
23. Сеи-неи — 485 г.
24. Кен-со – 488 г.
25. Нинген – 499 г.
26. Бурец или Мурец — 507 г. Жестокий государь древней Японии, который сам вскрывал животы беременным женщинам.
27. Кеи-таи — 534 г. Весьма добродетельный микадо государства древняя Япония и по смерти всеми оплаканный.
28. Ан-Кан – 536 г.
29. Сенъ-ква — 540 г.
30. Кин-меи — 572 г. Весьма религиозный государь и большой покровитель буддизма, который с этого времени прочно утвердился в государстве древняя Япония.
31. Фитатзу или Бидац — 586 г. Не менее ревностный поклонник учения Шакьямуни, знаменитая статуя которого тогда была принесена в Японию и поставлена в храме Кобузи. Своим усердием к буддизму он даже возбудил против себя восстание национальной партии, во главе которой стоял некто Мориа.
32. Ио-меи — 588 г. Победитель Мориа.
33. Сиу-зиун — 593 г. При нем установилось деление государства древняя Япония на семь дорог или больших районов, деление не административное, но географическое.
34. Сум-ко или Сико — 629 г. Императрица, в царствование которой японцы впервые узнали золото, привезенное из Щреи.
35. Зио-меи — 636 г.
36. Кво-гоку — 642 г. ; женщина.
37. Ко-току — 655 г. Он первый установил японский табель о рангах и знаки отличий чиновников. С его же времени в государстве древняя Япония стали в хронологии употреблять счет не от начала монархии, но по царствованиям. Другим ничем не отличился.
38. Саи-меи — 662 г.
39. Тен-ци — 673 г.
40. Тен-му — 687 г. Этот микадо получил свой титул правителя государства древняя Япония после междоусобной войны со своим младшим братом. Подобные междоусобные войны были в порядке вещей, ибо первородство не давало права на престол, и множество государей древней Японии было из младших сыновей, племянников и других родственников царствовавшего микадо, минуя ближайших родных. При Тен-му на острове Цусима были открыты и начали разрабатываться первые японские рудники серебра. Тогда же установлен обычай праздновать дни покровителей разных городов так называемыми мацури, столь любимыми японским народом.
41. Цито — 697 г. Женщина, в царствование которой японцы впервые научились приготовлять свой напиток — сакэ.
42. Мон-му — 708 г. Провинции получили гербы. Тогда же ведена точная мера сыпучих тел.
43. Ген-меи — 715 г. При этой императрице сделана перепись населенным местам государства для установления постоянных официальных названий.
44. Ген-сио — 724 г. В государстве древняя Япония даны правила для покроя и ношения одежды у женщин.
45. Сио-му – 750 г.
46. Кохен — 759 г. ; женщина. Впервые найдено золото в Японии.
47. Фаи-таи — 765 г.
48. Сио-току — 771 г. ; женщина.
49. Коо-нин – 782 г.
50. Кван-му – 806 г.
51. Феи-цио — 810 г.
52. Са-га – 824 г.
53. Зиун-ва — 834 г.
54. Нин-мио- 851 г.
55. Мон-току — 859 г.
56. Сейва — 877 г. Летописи рассказывают, что в царствование этого современника нашего Рюрика конфуцианское учение сделало большие успехи в высших классах древнего японского общества. Сам микадо с особым удовольствием предавался чтению произведений китайского философа.
57 Ио-зеи – 885 г.
58 Ква-по – 888 г.
59 Уда – 898 г.
60 Дайго — 931 г.
61. Сиу-зану — 949 г.
62. Мура-ками — 968 г.
63. Реи-зен – 970 г.
64. Иен-во — 985 г.
65. Квасам — 987 г.
66. Ици-цио — 1012 г. Цветущий век японской знаменитые писатели жили при дворе Ици-цио.
67. Сан-цио — 1017 г.
68. Го-ици-цио — 1037 г.
69. Го-зиу-заку — 1046 г.
70. Го-реи-зен — 1069 г. Восстание в провинции
71. Го-сан-цио — 1073 г.
72. Сиро-гава — 1087 г.
73. Фори-гава — 1108 г.
75. Син-току — 1142 г.
76. Кин-ией — 1156 г. В цаствование этого микадо в государстве древняя Япония произошла знаменитая внутренняя война между княжескими домами Феки и Гендзи, которая грозила совершенно опустошить страну. Этой войне и обязаны своим новым возвышением при дворе микадо главнокомандующие войсками, или сегуны, ибо они
являлись усмирителями восстававших удельных князей. Особую известность получил Иеритомо, которому император дал титул великого сегуна с полномочием привести к концу междоусобную войну. Преуспев в этом поручении, он вместе с тем почти лишил власти самих микадо и сделал звание сегуна сходным со званием султанов при багдадских халифах. Долгая его карьера составлялась в царствования:
77. Го-сира-гава — 1159 г.
78. Ни-цио – 1166 г.
79. Року-цио – 1169 г.
80. Такокура – 1181 г.
81. АН-току — 1184 г.
82. Го-шоба — 1199 г. , из которых собственно последний дал ему титул сеи-сёгуна.
83. Цуци-микадо — 1211 г. , в свою очередь даровал тот же титул сыну Иеритомо, пять лет спустя после смерти знаменитого отца. В 1206 году введено книгопечатание из Китая.
84. Сион-току — 1221 г. При нем побочный сын Иеритомо, Сонетомо, уже силой поддерживал свои притязания на должность сегуна и для этой цели завел военный флот.
85. Го-фори-гава — 1233 г.
86. Си-цио – 1243 г.
87. Го сага – 1247 г.
88. Го-фука —куза — 1260 г.
89. Каме-яма — 1275 г.
90. Гуда — 1288 г. При нем, в 1284 году, появился у берегов государства древняя Япония монгольский флот с двухсот сорока тысячным десантом, имевшим целью завоевание этой страны; но был разбит бурей.
91. Фузими – 1299 г.
92. Го-фузими — 1302 г.
93. Го-ни-цио — 1308 г.
94. Фана-зоно — 1319 г.
95. Го-дай-го — 1132 г. Поле смерти 96-го микадо, Кво-гена, он царствовал вторично три года. Начало новых междоусобий, которые привели к тому, что микадо отрекся от престола, перешедшего тогда к Кво-гену.
96. Кво-ген – 1337 г.
97. Кво-мио – 1349 г.
98. Сиу-хво — 1352 г.
99. Го-кво-гу – 1372 г.
100. Гоиен-ю – 1383 г.
101. Го-ко-мацу — 1413 г. В конце 14 столетия Япония имела даже двух микадо, северного и южного, из которых последний, впрочем, добровольно отказался в 1392 г. от своих притязаний и пошел в монахи под именем Тай-цио-тен-о (Переход микадо в монашество не редкость в японской истории. Не менее трех императоров прежде Тай-цио приняли монашескую рясу. Этот обычай водворился в Японии со времени введения буддизма).
102. Сио-кво – 1429 г.
103. Го-фана-зоно — 1465 г.
104. Го-цуци-микадо — 1501 г.
105. Казива-бара — 1527 г.
106. Го-нара — 1558 г. При нем в 1543 г. прибыли в Японию португальцы.
107. Огоки-маци ~ 1587 г. В его царствование, в 1565 г., сёгун Иози-тира сделал себе харакири, а сёгун Нобунага был убит вместе со своим старшим сыном, во дворце Миако. По смерти Нобунага звание сегуна некоторое время носил Сан-фози, но в 1586 году окончательно утвердился по этой должности Фидейози, получивший от микадо титул канбуку, т.е. вице-короля. Фидейози был сын крестьянина, своими дарованиями и смелостью вышедший в люди. Сделавшись повелителем Японии, он, по обычаю страны, переменил имя и стал называться Тайко-сама. Восставшие против него аристократы были по большей части им усмирены и даже лишены владений; сами микадо утратили почти свое положение.
108. Го-ио-зси — 1612 г. В царствование его Тайко, тогда уже почти действительный государь Японии, чтобы отвлечь внимание аристократии от внутренних дел, ослабить ее расходами и подчинить хотя бы на время военной диктатуре, решился в 1592 году идти войной на Корею, под предлогом доставления новых уделов князьям, лишившимся таковых во время междоусобий. Завоевание почти всего полуострова было довершено, не смотря на противодействие китайцев, но в 1598 году, перед смертью, Тайко отозвал войска, и завоеванные земли отпали от Японии.
109. Го-миндзу-ново или Даи-зео-хва — 1630 г. В его царствование единственный сын и наследник Тайко был осажден в осакском замке бывшим своим воспитателем Иэясу и предал себя пламени, чтобы не сдаться, или же, по преданию, скрылся во владения князя Сацумы. Иэясу стал сегуном, и когда аристократия восстала против захвата им власти, то прибегнул к тем же мерам, как тайко, т.е. усмирял мятежников оружием, отбирал их владения и отдавал своим приверженцам. В 1614 году, однако же, оставшаяся родовая знать, а именно восемнадцать даймё, дружно объединилась против него, и тогда Иэясу решился пойти на сделку, освещенную потом согласием микадо и известную под именем «законов Гонгенсамы». Акт этот имел характер конституционной хартии и поддерживался в силе до самых последних событий нашего времени. Иэясу был основателем династии Минамотоно, управлявшей Японией два с половиной века.
110. Нио-те — 1644 г. Императрица, при которой последовало истребление христиан и изгнание из Японии всех иностранцев, исключая китайцев и голландцев.
111. Го-кво-мио — 1655 г.
112. Синий или Гао-саи — 1664 г.
113. Кин-зен или Реи-ген — 1687 г. Для убеждения правительства, что не осталось христиан в империи, при нем произведена была перепись народа по вероисповеданиям, и лица, состоящие в подозрении приверженства христианству, посажены в тюрьму пожизненно.
114. Фигаси-яма — 1710 г.
115. Накане-микадо — 1736 г.
116. Сакура-маци — 1747 г.
117. Мамо-соно – 1763 г.
118. Го-сакура-маци — 1771 г.
119. Го-мамо-соно — 1780 г.
120. Сен-то – 1817 г.
С царствования сто четырнадцатого по сто двадцатого микадо Япония оставалась замкнутой для иностранцев; она сама начинает мало-помалу расширять свою территорию на север и основывает колонии не только на Мацмае, южная часть которого приобретена была еще в 17 веке, но и на Сахалине и Курильских островах.
121. Ку-сио… — на имени этого микадо кончается таблица Гофмана, служащая главным источником японской хронологии. Имена последующих микадо нам неизвестны, кроме Оса-фито, который впрочем так назывался до вступления на престол. Замечательно, что со времени упрочения наследственной власти сегунов в фамилии Минамото микадо весьма часто отрекались от престола, едва достигнув зрелого возраста; власть их очевидно потеряла всю привлекательность.
Зибольд и Гофман дают еще таблицу сегунов с 1186 г., то есть со времени Иоритомо. Повторять ее мне кажется лишним, но как с конца 18 в. Япония стала предметом попыток иностранцев открыть в нее доступ, а им при этом приходилось иметь дело не с микадо, а с сегунами, то для лучшего понимания событий приведем имена тайкунов с 1787 г.
Ие-нари 1787-1842 гг.
Ие-оши по — 1853 г.
Ие-зада по — 1858 г.
Ие-коски по — 1867 г.
Стоцбаши по — 1868 г.
В течение 19 столетия сами сегуны потеряли уже почти все значение, а действительная власть в государственных делах перешла к первым министрам, председателям совета тайкунов, которые, в свою очередь, были наследниками фамилии Икамоно-ками до 1861 года. С марта 1868 года звание сегунов упразднено.
Сделаем некоторые заключения:
1. Японская государственная область никогда не выходила из пределов японского архипелага. Исключение составляют два кратковременные завоевания Кореи.
2. В свою очередь Япония не была завоевана иностранцами или даже доступна по всей территории, а только отчасти, что продолжается и поныне. Это обстоятельство и система политического устройства сделали японский народ совершенно однородным этнографически.
3. Япония искони составляла одно государство и притом монархическое. Республиканские формы правления ей не были известны.
4. Однако уже с давних времен форма правления в Японии — конституционная монархия, где монарх царствует, но не управляет.
5. Как во всякой не деспотической монархии, в Японии искони было дворянство, владевшее земельной собственностью, пользовавшееся большими политическими правами и часто боровшееся за них, когда власть хотела их нарушить.
6. Но то же дворянство иногда вело междоусобные войны.
7. Централизованная власть в борьбе своей с федерализмом аристократии прибегала то к оружию, — причем возвысилась власть военачальников, — то к противопоставлению наследственному дворянству чиновничества (часто в форме шпионства), что повело к крайней регламентации социального уклада и быта.
8. Конституция Японии и ее общественный строй, однако, не изменились существенно во все продолжение ее истории до настоящего времени. Важнейшая перемена произошла при окончании борьбы сегунов с князьями в 17 веке, но и тут общество осталось аристократическим, а народные массы политически бесправными.
9. На развитие культуры, промышленности и образования большое влияние имела китайская цивилизация. Уже 1000 лет назад конфуцианский рационализм был популярен в Японии.
10. Влияние других стран выразилось введением буддизма и, одно время, христианства, но последнее, будучи принято в народе, было, однако, искоренено.