Фестиваль Аой-мацури — это ежегодное синтоистское празднование в храмах Камигамо (Верхний храм) и Симогамо (Нижний храм), которое известно как один из трех крупнейших фестивалей Киото наряду с Гион-мацури и Дзидай-мацури. Истоки этого фестиваля уходят на 1400 лет в глубь истории, что делает его старейшим фестивалем в Киото.
Говорят, что празднование Аой-мацури началось как церемония пожелания хорошего урожая и безопасности людей во времена, когда погода постоянно была плохой. Фестиваль Аой-мацури несет в себе следы старой имперской культуры — редкое явление среди многих фестивалей по всей Японии — из-за того, что он стал национальным событием с эпохи Хэйан. Длинная линия парада простирается на 1 км, маршируя по городу в полных дворянских нарядах эпохи Хэйан с участием 500 человек, 36 лошадей, 4 быков и 2 повозок с волами. Кроме того, как следует из названия фестиваля, повозки с волами и императорские посланники выходят украшенными листьями аой (мальвы).
Начиная с места бывшего Императорского дворца, сотни участников, одетых в одежду периода Хэйан, образуют два шествия – первое шествие состоит из мужчин, второе – из женщин. Первая процессия — это Имперский вестник, сопровождаемый придворной знатью, солдатами и подношениями. Вторая, Имперская Принцесса, состоит из знатных женщин, фрейлин и жриц.
Процессия начинается у Императорского дворца Киото, медленно движется к храму Симогамо и, наконец, заканчивается у храма Камигамо. Когда они прибывают к одному из святилищ, процессия останавливается, чтобы Сайо-Дай и Имперский посланник выполнили свои ритуалы.
В празднике есть две главные фигуры: Сайо-Дай и Имперский Посланник. Традиционно Сайо-Дай была женщиной, выбранной из сестер и дочерей Императора в качестве жрицы, посвященной святилищу Симогамо. Роль Сайо-Дай заключалась в поддержании ритуальной чистоты и представлении Императора на празднике. В наши дни роль Сайо-Дай играет незамужняя женщина из Киото, которая выбрана и одета в традиционном стиле двора Хэйан. Традиционная придворная одежда Хэйан для женщин состояла из двенадцати слоев изысканно окрашенных шелковых мантий, называемых джунихитоэ. Даже по сей день женщина, избранная Сайо-Дай, должна пройти несколько церемоний очищения перед праздничным шествием. Затем ее проносят через процессию на паланкине.
Императорский вестник возглавляет праздничное шествие верхом на лошади. В период Хэйан он был придворным пятого ранга, занимавшим должность среднего или младшего капитана, и обычно был человеком, стремящимся к высокому посту. В период Хэйан Сайо-Дай и императорский посланник сопровождались 10 танцорами и 12 музыкантами. Сегодня процессия, запряженная волами, во многом напоминает то, как она выглядела сотни лет назад.
« 5 мая – Кодомо-но-хи 23 сентября – Сюбун-но-хи »